СОУТ
Специальная оценка условий труда (СОУТ) — это целостный комплекс поэтапно реализуемых мероприятий по идентификации вредных и/или опасных производственных факторов и оценке степени их влияния на работника с учетом отклонения наблюдаемых значений от нормативных.
Результаты Спецоценки применимы в разных целях:
- они оказывают влияние на исчисление страховых взносов во внебюджетные фонды;
- работодатель учитывает их при определении гарантий и компенсаций, предоставляемых сотрудникам;
- они требуются для правильного планирования и реализации различных мероприятий по ОТ (профосмотры, приобретение СИЗ).
ВНИМАНИЕ!
Проведение спецоценки — обязанность всех работодателей, при этом охватывать процесс должен рабочие места всех сотрудников кроме занятых на дому, удаленно, а также оформивших трудовой договор с работодателями-гражданами без статуса ИП.
СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | от 500 рабочих мест (р.м.) | до 10 рабочих мест (р.м.) |
ОФИСНАЯ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ | 500 руб. | 1 200 руб . |
МЕДИЦИНА | 700 руб. | 1 400 руб. |
ТРАНСПОРТ, ЭНЕРГЕТИКА | 750 руб. | 1 700 руб. |
ЛОКАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО | 800 руб. | 1 800 руб. |
ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ | 900 руб. | 2 000 руб. |
Специальная оценка условий труда (СОУТ) – это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативных требований (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Правовые и организационные основы специальной оценки условий труда, порядок проведения, а также права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с Методикой проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В настоящее время действует Методика проведения специальной оценки условий труда, утвержденная Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н.
В соответствии с требованиями ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение Специальной оценки условий труда за счет собственных средств. При этом необходимо обратить внимание на то, что затраты на проведение специальной оценки условий труда рабочих мест относятся к расходам, которые частично может компенсировать Фонд социального страхования (см. Законодательство и Последствия).
Специальная оценка условий труда включает:
- Оценку факторов производственной среды и трудового процесса.
- Оценку обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.
Специальной оценке условий труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места, кроме рабочих мест надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями.
ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА.
Специальная оценка условий труда проводится не реже чем один раз в 5 (пять) лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении оценки.
Внеплановая Специальная оценка условий труда проводится в следующих случаях:
- ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
- получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения, нарушениями;
- изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
- наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
Внеплановая Специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение 6 месяцев со дня наступления вышеуказанных случаев.
ПРИМЕНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА.
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для:
- разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
- информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
- обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;
- осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
- организации и проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
- установления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте.
- расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- подготовки статистической отчетности об условиях труда;
- решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний c воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;
- определения видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления (с учетом государственных нормативных требований охраны труда);
- принятия решения об установлении предусмотренных ограничений для отдельных категорий работников;
оценки уровней профессиональных рисков; - иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА.
Обязанности по организации и финансированию проведения Специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует установленным ст. 19 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» требованиям и имеет официальный допуск к деятельности по проведению Специальной оценки условий труда.
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально трудовых отношений.
В настоящее время применяется Методика проведения Специальной оценки условий труда, утвержденная приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н.
ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА.
Для организации и проведения Специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по ее проведению, число членов которой должно быть нечетным. Комиссию по организации и проведению Специальной оценки условий труда возглавляет работодатель или его представитель. В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя.
Действия комиссии до начала проведения Специальной оценки условий труда:
- Назначение ответственных лиц по направлениям работы комиссии.
- Сбор и анализ исходной информации.
- Разработка графика проведения Специальной оценки условий труда.
- Формирование и утверждение перечня рабочих мест, на которых будет проводиться Специальная оценка условий труда, с выделением аналогичных рабочих мест.
- Доведение до работников информации по предстоящей Специальной оценке условий труда на их рабочих местах.
- Рассмотрение от работников предложений по проведению Специальной оценки условий труда.
- Подготовка рабочих мест к проведению Специальной оценки условий труда, в том числе организация проверки:
- исправной работы технологического оборудования, инструмента (обеспечение установки заградительных устройств, ремонта, покраски и технического обслуживания оборудования, инструмента);
- состояния систем отопления и кондиционирования, вентиляции (очистка и ремонт вентиляции, обеспечение паспортизации вентиляционных систем либо реализация мероприятий по итогам паспортизации);
- состояния систем освещения, в том числе обеспечение замены перегоревших ламп, очистки стекол оконных проемов и других технических мероприятий;
- наличия знаков безопасности и на рабочих местах.
Основные функции комиссии по проведению Специальной оценки условий труда:
- утверждает Перечень рабочих мест, подлежащих Специальной оценке условий труда, с выделением аналогичных рабочих мест*;
- утверждает результаты идентификации вредных и (или) опасных факторов;
- принимает решение о декларировании или проведении исследований и оценки вредных и (или) опасных факторов;
- принимает решение об использовании результатов производственного контроля при проведении Специальной оценки условий труда (по представлению эксперта);
- принимает решение о невозможности проведения исследований в случае, угрозы для жизни работников и экспертов и отнесения условий труда к опасному классу;
- принимает решение о снижении класса условий труда по результатам оценки эффективности средств индивидуальной защиты (СИЗ) на основании заключения эксперта.
* Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых инструментов, приспособлений, производственного оборудования, материалов и сырья, и которые обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
При выявлении аналогичных рабочих мест Специальная оценка условий труда проводится в отношении 20% рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.
Специальная оценка условий труда на рабочих местах с территориально меняющимися рабочими зонами, где рабочей зоной считается оснащенная необходимыми средствами производства часть рабочего места, в которой один работник или несколько работников выполняют схожие работы или технологические операции, проводится путем предварительного определения типичных технологических операций, характеризующихся наличием одинаковых вредных и (или) опасных производственных факторов, и последующей оценки воздействия на работников этих факторов при выполнении таких работ или операций.
Время выполнения каждой технологической операции определяется экспертом организации, проводящей Специальную оценку условий труда, на основании локальных нормативных актов, путем опроса работников и их непосредственных руководителей, а также путем хронометрирования.
В случае выявления в ходе проведения оценки хотя бы одного рабочего места, не соответствующего признакам аналогичности, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, оно исключается, и Специальная оценка проводится на всех рабочих местах.
В отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, а также в случае, если выполнение работ по проведению Специальной оценки условий труда создает или может создать угрозу жизни или здоровью работника, членов комиссии, иных лиц, Специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей в сфере труда.
Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых Специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей, устанавливаемых уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (в том числе, при необходимости оценки травмоопасности рабочих мест), утверждается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
ДОКУМЕНТЫ И CВЕДЕНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА.
Документы и сведения, характеризующие условия труда на рабочих местах:
- техническая (эксплуатационная) документация на производственное оборудование (машины, механизмы, инструменты, приспособления и др.), применяемое на рабочих местах;
- технологическая документация, характеристики технологического процесса;
- техническая (эксплуатационная) документация на материалы и сырье, которые применяются на рабочих местах;
- сведения о применяемых в производстве веществ, материалов и сырья (в том числе установленных по результатам токсикологической, санитарно-гигиенической и медико- биологической оценок);
- деклараций о соответствии и (или) сертификатов соответствия производственного оборудования, машин, механизмов, инструментов и приспособлений,
- технологических процессов, веществ, материалов, сырья установленным требованиям;
- сведения о выдаваемых работниками средств индивидуальной защиты;
- сведения о производственном травматизме и (или) установления профессионального заболевания, возникшее в связи с воздействием на работника на его
- рабочем месте вредных и (или) опасных производственных факторов;
- результаты ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов.
Основная информация о работодателе, рабочих местах и работниках:
Работодатель:
- полное наименование работодателя;
- место нахождения и место осуществления деятельности;
- идентификационный номер налогоплательщика работодателя;
- основной государственный регистрационный номер работодателя;
- коды видов деятельности работодателя по ОКВЭД.
Рабочие места и работники:
- индивидуальный номер рабочего места;
- код профессии работника или работников, занятых на данном рабочем месте в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;
- страховой номер индивидуального лицевого счета работника или работников, занятых на данном рабочем месте;
- численность работников, занятых на данном рабочем месте.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА.
1. Заключив договор с выбранной профильной организацией, работодатель формирует комиссию по проведению СОУТ, утверждает план-график реализации процесса спецоценки рабочих мест. Созданная из представителей работодателя комиссия обязательно должна иметь нечетное количество членов; в нее включают специалиста по ОТ, при наличии в компании профсоюза — его представителей.
Существуют особенности формирования комиссии работодателем–субъектом малого бизнеса. В таком случае в ее состав входят: сам частный предприниматель, руководитель фирмы, специалист по ОТ или лицо, привлеченное для выполнения данной функции по гражданско-правовому договору, члены представительного органа работников (когда такой существует).
2. На данном этапе происходит утверждение комиссией заранее подготовленного списка рабочих мест (с перечислением аналогичных), в отношении которых пройдет процедура СОУТ. Список составляет компания-исполнитель СОУТ, и обычно работа по формированию списка завершается еще до подписания договора.
3. Эксперт компании-исполнителя проводит идентификацию вредных/опасных факторов на рабочих местах, итоги утверждаются комиссией. В большинстве случаев эти факторы выявлены еще на стадии преддоговорной работы и уже включены общим перечнем в документ.
4. Если вредные/опасные факторы не идентифицированы, комиссия признает условия труда на данном рабочем месте допустимыми, никакие дальнейшие исследования не требуются. Оформляется декларация соответствия условий труда действующим нормативам и подается в соответствующий полномочный орган исполнительный власти.
Когда вредные/опасные факторы идентифицированы, комиссией выносится решение о проведении их исследования в указанном Законом порядке.
5. Выполняющая спецоценку компания анализирует рабочие места, делает запрос информации о предоставляемых персоналу компенсациях и льготах, медосмотрах, обеспеченности СИЗ и пр.
6. Измеряются и оцениваются уровни вредных факторов. Этап существенно затягивается по времени, если нужны инструментальные измерения параметров в разные времена года.
7. Формируется отчет о результатах СОУТ, включающий:
- информацию об организации-исполнителе;
- список рабочих мест, «попавших» под спецоценку, идентифицированные на них вредные/опасные факторы;
- формы СОУТ с информацией о классе/подклассе условий труда на различных рабочих местах;
- протоколы выполнения исследований, анализа эффективности СИЗ;
- протокол комиссии с решением о невозможности проведения исследований по причине их опасности — если такая ситуация имеет место;
- сводная ведомость СОУТ;
- рекомендации по совершенствованию условий труда на исследованных местах;
- заключения эксперта компании-исполнителя СОУТ.
8. Отчет подписывают участники комиссии, после чего его утверждает председатель. При несогласии кого-то из членов с изложенным, он вправе сформулировать свою позицию письменно, этот материал будет приобщен к отчету.
После добавления (когда нужно) уточняющей информации, данные вносятся в специальную информационную систему учета.
Существовавшую прежде аттестацию рабочих мест по условиям труда заменила спецоценка, представляющая собой значительно более прогрессивную технологию, приближенную к мировой практике.
1 января 2014 г. начал действовать Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон). Им регламентирован порядок проведения спецоценки, определены требования к проводящим ее организациям и специалистам, сформулированы критерии определения классов условий труда на рабочих местах, уровней профрисков.
Вступив в силу, Закон запустил обновленную механику формирования пакета гарантий и компенсаций для «вредников» и измененный алгоритм расчета отчислений в ПФР и ФСС.
Главное отличие спецоценки условий труда от предшествующей модели — отказ от «списочного» принципа предоставления гарантий и компенсаций персоналу на «вредных» производствах в пользу принятия в расчет фактического влияния различных негативных факторов на организм каждого сотрудника.
Среди важнейших преимуществ спецоценки над аттестацией эксперты отмечают снижение нагрузки на работодателей с нормальными условиями труда: для них отпала необходимость регулярных дорогостоящих аттестаций и отчисления страховых взносов за работников, занятых в благоприятных условиях. Применительно к владельцам «вредных» рабочих мест, напротив, произошло ужесточение требований и усиление контроля, которые должны послужить мотиваторами для общего улучшения условий труда и максимального сокращения доли рабочих мест с неблагоприятной производственной обстановкой.
ВОЗВРАТ СРЕДСТВ, ПОТРАЧЕННЫХ НА СОУТ.
Право на возврат денежных средств на проведение Специальной оценки условий труда и обучение по охране труда, предоставляется организациям в соответствии с «Правилами финансового обеспечения предупредительных мер», утвержденными Приказом Минтруда России от 10.12.2012 №580н.
Сумма возврата из ФСС.
Сумма возврата денежных средств составляет не более 20 % от суммы страховых взносов, перечисленных в ФСС за предшествующий год. Если в организации были страховые случаи в этом периоде, то сумма уменьшается на величину расходов на выплату обеспечения застрахованным лицам.
Получение компенсации за счёт ФСС.
Получить компенсацию из ФСС с переводом средств на банковский счёт – не получится. Возврат средств осуществляется за счет снижения сумм страховых взносов, перечисляемых в ФСС, в текущем году.
Порядок получения компенсации.
Для получения компенсации в виде возврата денежных средств, компаниям необходимо обратиться с заявлением в отделение Фонда социального страхования по месту регистрации. Заявление и прилагаемый к нему пакет документов необходимо предоставить в срок до 1 августа текущего года.
Полный пакет документов необходимый для получения компенсации:
- заявление;
- план финансового обеспечения предупредительных мер на текущий год;
- копию договора на оказание услуг по проведению СОУТ;
- копию приказа о создании комиссии по проведению Специальной оценки условий труда;
- сводная ведомость результатов проведения СОУТ.
Все документы предоставляются страхователем, либо лицом, представляющим его интересы, на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
ВНИМАНИЕ!
В договоре с организацией обязательно должно быть указано количество рабочих мест, в отношении которых проводится Специальная оценка условий труда, и стоимость проведения СОУТ на указанном количестве рабочих мест. В противном случае специалисты ФСС могут отказать вам в предоставлении компенсации.
В ФСС подаются оригиналы: заявления и плана финансового обеспечения, все остальные документы подаются в виде копий, заверенных печатью организации и подписью директора. ФСС после получения документов от организации, размещают информацию об организации на своем сайте. Там же можно отслеживать ход рассмотрения заявления.
В случае предоставления в ФСС неполного пакета документов, либо предоставления документов с ошибкой, допускается повторное обращение с полным комплектом документов, но не позднее 1 августа.
Отказ в выдаче компенсации.
Фонд социального страхования может принять решение об отказе в выдаче компенсации на финансовое обеспечение предупредительных мер в следующих случаях:
- если имеется недоимка по уплате страховых взносов, задолженность по пеням и штрафам по итогам отчетного периода в текущем финансовом году, недоимка, выявленная в ходе проверки и/или пени и штрафы по итогам проверки;
- если предусмотренные бюджетом ФСС средства на финансовое обеспечение полностью распределены;
- если представленные документы содержат недостоверную информацию;
- если предоставлен неполный комплект документов.
Отказ по другим причинам не предусмотрен законодательством.
Порядок принятия решения о финансовом обеспечении предупредительных мер, его объеме или же об отказе принимается региональным отделением ФСС, после получения полного комплекта документов:
- для организаций, которые за предыдущий год уплатили страховых взносов на сумму до 10 000 000 рублей включительно, – срок рассмотрения составит 10 рабочих дней;
- для организаций, которые за предыдущий год уплатили страховых взносов на сумму более 10 000 000 рублей, – срок рассмотрения составит 18 рабочих дней;
Уменьшение оплаты взносов в ФСС.
После принятия положительного решения ФСС формирует приказ о выделении средств на софинансирование предупредительных мер, в соответствии с планом финансового обеспечения. Организация вправе уменьшить начисляемые суммы страховых взносов на разрешенную сумму.
Согласно п. 12 Приказа Минтруда России от 10.12.2012 №580н., после уменьшения страховых взносов, организации необходимо ежеквартально отчитываться перед ФСС об использовании выделенных средств. В Письме ФСС России от 20.02.2017 №02-09-11/16-05-3685 приводится рекомендуемая форма отчета по использованию сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер по охране труда. Отчет отражает информацию о запланированных и фактических расходах на предупредительные меры.
ФСС вправе отказать организации в зачете произведенных расходов и не разрешит уменьшить сумму страховых взносов за соответствующий квартал, если организация не сможет представить правильно составленный отчет.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.
- Трудовой кодекс Российской Федерации.
- Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
- Федеральный закон от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федеральный закон «О специальной оценке условий труда».
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
- Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
- Приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению».
- Приказ Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда».
- Приказ ФСС России от 26 сентября 2016 г. № 381 «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и
- Порядка ее заполнения».
- Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2014 г. «Типовые вопросы и ответы по специальной оценке условий труда»
ПОСЛЕДСТВИЯ НЕПРОВЕДЕНИЯ СОУТ.
Российским законодательством установлена ответственность работодателя за связанные с СОУТ нарушения, включая непроведение спецоценки. Соответствующие положения внесены в КоАП РФ.
С начала 2015 г. применяется ст. 5.27.1 КоАП РФ, содержащая информацию о размерах налагаемых штрафов. Диапазон их таков:
- 5-10 тыс. руб. для должностных лиц и ИП;
- 60-80 тыс. руб. для организаций.
Выявление правонарушения во второй раз грозит применением более серьезных санкций: штраф для юридического лица будет исчисляться суммой в 100 – 200 тыс. руб. или возможно приостановление его работы на период до 90 дней.
Для должностных лиц, не выполнивших соответствующее предписание, выполнивших его ненадлежащим образом либо с нарушением сроков, предусматривается штрафование (30 – 50 тыс. руб.) или дисквалификация длительностью 1 – 3 года.
Таким образом, уклоняться от проведения спецоценки либо откладывать ее на далекое будущее не стоит: риски, возникающие при этом, достаточно велики. Целесообразнее не дожидаться поступления претензий от проверяющих органов и оперативно провести данное мероприятие по собственной инициативе.
ДОРОГИЕ ГОСТИ!
Шнайдер Консалтинг рассматривает широкий спектр вопросов, и не все отражены на сайте. Если вы хотите узнать, как решить Вашу проблему – обращайтесь к специалисту:

